Стр. 328 - Tezis_SanKur__2015_Block_webver1.indd

Упрощенная HTML-версия

326
II Международный конгресс «САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ»
Шкала раннего развития как способ объективной оценки
показателей двигательного развития детей до 18 месяцев
Крылов В.А., Лупандина-Болотова Г.С., Клочкова О.А.,
Бирюкова Е.Г., Игнатов Д.А., Зотов П.А., Семикина М.Г.,
Орешина М.Л., Поляков С.Д., Мамедъяров А.М.
НИИ педиатрии ФГАУ «Научный центр здоровья детей», Москва
Физическое развитие ребенка на первом году жизни во многом пре-
допределяет его двигательные возможности на следующих этапах разви-
тия. Гармоничное развитие в этот период формируется путем поэтапного
обретения двигательных навыков в допустимые сроки. Для определения
динамики развития ребенка необходима объективизация критериев мо-
торного онтогенеза. Создание шкалы раннего развития (ШРР) актуально
для оценки гармоничности развития ребенка, а также объективной оцен-
ки проводимого лечения.
Цель:
разработать ШРР на основе принципов моторного онтогене-
за В. Войты, апробировать шкалу на примере оценки двигательного раз-
вития детей с последствиями перинатального поражения центральной
нервной системы (ПП ЦНС).
Материал и методы.
В исследование включено 32 ребенка с по-
следствиями ПП ЦНС в возрасте от 0 до 18 месяцев. Всем пациентам про-
изводили оценку по ШРР до (первая точка) и после (вторая точка) курса
реабилитации, через три месяца (третья точка) после окончания курса ре-
абилитации. Курс реабилитации включал для всех пациентов массаж, гид-
ротерапию, стимуляцию аутохтонной мускулатуры. Родители пациентов
основной группы (n = 17) в процессе проведения курса реабилитации обу-
чались простым упражнениям для самостоятельного выполнения дома.
Обучение родителейпациентов группысравнения (n = 15) не проводилось.
Результаты.
Детиобеих групппосле курса реабилитациипродемонст-
рировали появление новых двигательных навыков. При оценке по ШРР
медиана в первой точке в основной группе составила 10 баллов; в группе
сравнения – 10 баллов, во второй точке – 14 и 14 баллов соответственно
(появление контакта «рука – нога», уверенное пребывание на боку, опора
на согнутую в колене ногу в положении лежа на боку). В третьей точке
медиана в основной группе – 21, в группе сравнения – 17 баллов, разница
при сравнении двух групп статистически значима.
Заключение.
Шкала развития ребенка позволяет количественно оце-
нить гармоничность двигательного развития на первом году жизни. Со-
четание применяемых методик с обучением родителей обеспечивает не-
прерывность лечебного процесса и позволяет максимально реализовать
двигательный потенциал ребенка.