Стр. 514 - Tezis_SanKur__2015_Block_webver1.indd

Упрощенная HTML-версия

512
II Международный конгресс «САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ»
Возможности применения тренинговой системы
СogniPlus в программах активного долголетия
Самсонова Г.О., Языкова Т.А., Агасаров Л.Г.
ФГБУ «РНЦ МРиК» Минздрава России, Москва
Ряд когнитивных способностей человека значительно снижается
в пожилом возрасте, что неизбежно приводит к снижению качества жиз-
ни. Диагностика и коррекция когнитивных функций являются важной
составной частью программ активного долголетия. У пожилых людей
происходит ухудшение способностей, связанных с подвижным и крис-
таллизованным интеллектом, кратковременной памятью, селективным
и сфокусированным вниманием (Grady C. et al., 2008; Craik F.,2015). Все
это приводит к снижению умственной работоспособности, являющейся
интегральным показателем психического здоровья. Как правило, в кор-
рекции данных нарушений у пожилых людей ведущей является фармако-
логическая составляющая. Вместе с тем фармакотерапия имеет ряд огра-
ничений.
В настоящее время разрабатываются различные компьютерные про-
граммы диагностики и тренировки когнитивных функций, однако систе-
матических исследований по разработке научных критериев использова-
ния и оценки эффективности этих программ, показаний к применению
проводится недостаточно. В отделе рефлексотерапии и клинической пси-
хологии ФГБУ «Российский научный центр медицинской реабилитации
и курортологии» проводятся пилотные исследования с применением вен-
ской системы компьютерного тестирования и тренировки когнитивных
функций ViennaTestSystem (Schufried, Vienna, 2013), модуль CogniPlus.
На основе предварительной обработки данных были составлены
дифференцированные тренинговые программы, направленные на тре-
нировку функций пространственной кратковременной памяти, долго-
срочного селективного внимания и концентрации, реактивной устой-
чивости к нагрузкам, определение способности к планированию, оценка
скорости движения объектов в пространстве. Взаимосвязь эмоциональ-
но-личностного и когнитивного компонентов психики человека делает
целесообразным включение в программу дифференциального структур-
ного опросника стрессовых состояний, который позволяет осуществить
дифференциальную оценку стимулов стресса, проявлений стресса, име-
ющихся в распоряжении стратегий для разрешения ситуации и рисков
стабилизации стресса. При этом определяется как уровень стресса, так
и его причина.
Тренинговая деятельность осуществляется в трехмерном виртуальном
пространстве, что позволяет моделировать типы деятельности человека.