Стр. 518 - Tezis_SanKur__2015_Block_webver1.indd

Упрощенная HTML-версия

516
II Международный конгресс «САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ»
Алгоритм коррекции двигательного стереотипа у детей
со спастическими формами ДЦП
Семикина М.Г., Лупандина-Болотова Г.С., Бирюкова Е.Г.,
Клочкова О.А., Игнатов Д.А., Зотов П.А., Орешина М.Л., Поляков
С.Д., Мамедъяров А.М.
ФГАУ «Научный центр здоровья детей Минздрава России», Москва
Приоритетом физической реабилитации пациентов с легкими и уме-
ренными двигательными нарушениями при спастической диплегии
(класс функциональной активности GMFCSI-III) являются улучшение
двигательной функции и профилактика вторичных ортопедических де-
формаций. Обучение родителей приемам, доступным к применению са-
мостоятельно, позволяет обеспечить непрерывность реабилитационного
процесса.
Цель:
оценить эффективность комплексной реабилитации детей
со спастической диплегией, дополненной обучением родителей приемам
прикладной кинезотерапии.
Материал и методы.
В исследовании приняли участие 44 ребенка
со спастической диплегией в возрасте от 2 до 4 лет.
Дети основной группы (n = 28) получили курс реабилитации, состояв-
ший из 10 процедур массажа, семи процедур прикладной кинезотерапии
с обучением родителей, ботулинотерапию в мышцы верхних и нижних
конечностей, бальнеотерапию. По окончании курса реабилитации роди-
тели продолжали ежедневные занятия по индивидуально разработанной
схеме. Дети контрольной группы (n = 16) получили аналогичный курс ле-
чения, но родители не проводили самостоятельные занятия после окон-
чания реабилитации.
До лечения, сразу после завершения курса реабилитации и через три
месяца оценивался объем движения (разведения) в тазобедренных сус-
тавах.
Результаты.
Объем движений в тазобедренных суставах сразу после
курса реабилитации увеличился статистически значимо в обеих группах:
в основной – на 14% (Meдо 28 см, Мепосле 32 см), в группе сравнения –
на 12% (Meдо 25 см, Мепосле 28 см). Через три месяца после курса реа-
билитации в основной группе медиана показателя разведения бедер со-
ставила 30 см (p < 0,05). В группе сравнения разведение в тазобедренных
суставах через три месяца после курса уменьшилось до 20 см (p > 0,05).
Выводы.
Сочетание применяемых методов с обучением родителей
повышает эффективность реабилитации и позволяет минимизировать
функциональные нарушения у детей со спастической диплегией, реали-
зуя индивидуальный двигательный потенциал ребенка.