Стр. 544 - Tezis_SanKur__2015_Block_webver1.indd

Упрощенная HTML-версия

542
II Международный конгресс «САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ»
Физические упражнения в ликвидации
психоэмоционального перенапряжения у студентов
Сухоплюева Н.И., Бибик В.В., Ковалева И.С., Ковалев В.Б.,
Ермоленко А.В.
Луганский государственный медицинский университет, Луганск, Луганская
Народная Республика
Напряженный умственный труд и эмоциональные нагрузки, сопут-
ствующие учебе, диктуют необходимость поиска эффективных средств
восстановления.
При напряженной умственной деятельности и психоэмоциональном
перенапряжении значительные сдвиги происходят в показателях моз-
гового кровообращения и корковой нейродинамики. Нормальная рабо-
та головного мозга тесно связана с его кровоснабжением. Кровоснабже-
ние головного мозга определяется многими факторами, среди которых
ведущими являются работа сердца и состояние кровеносных сосудов шеи.
Физические упражнения являются прекрасным средством ликвидации
перенапряжения центральной нервной системы.
Цель исследования
 – изучить влияние комплекса гигиеничес-
кой гимнастики с включением упражнений, оказывающих влияние
на сосуды головного мозга, на адаптационные возможности здоровых
студентов, которые в процессе учебы подвергаются длительному психо-
эмоциональному перенапряжению.
При исследовании исходного состояния здоровья у студентов нами
было выявлено, что 80% исследуемых находились в состоянии дезадапто-
за. В комплекс гигиенической гимнастики включались упражнения, воз-
действующие на сосуды мозга либо непосредственно, либо посредством
рефлекторных сосудистых реакций. К первым относятся упражнения,
в основе которых лежат разнообразные движения головой: повороты,
наклоны, круговые движения, упражнения, усиливающие приток крови
к голове: стойки вниз головой, подъем ног из исходного положения лежа
на спине, дыхательные упражнения. Ко вторым – упражнения для мышц
верхних конечностей, поскольку сегменты, рефлекторно связанные с со-
судами мозга, располагаются на голове, плечах, в области затылка, в лопа-
точной области.
После занятий гимнастикой на протяжении трех недель у 78% иссле-
дуемых, находившихся в состоянии дезадаптоза, наблюдался переход
на уровень спокойной активации, улучшились самочувствие и работос-
пособность. У студентов, не занимавшихся гимнастикой, находившихся
в тех же условиях, процессы дезадаптации нарастали.