Существует понятие микропредприятия, определяемое количеством персонала и годовой выручкой. Таким образом можно определить определить понятие “микроклиника” как медицинское учреждение, среднее количество персонала которой не превышает 15 человек.
Согласно статье 33 федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях.
Таким образом, формат медицинской организации в виде микроклиники является основой системы оказания медицинской помощи, так как является первичным звеном оказания медико-санитарной помощи. Для районов с небольшим количеством населения формат данных клиник является оптимальным. Более крупным медицинским центрам, в следствии экономических причин, не рентабельно открывать свои филиалы при незначительном охвате населения. Частный вариант микроклиники в государственной системе здравоохранения – это формат фельдшерско-акушерских пунктов.
Каким же образом возможно встроить микроклиники в формат медицинского туризма и экспорта медицинских услуг?
Микроклиника, охватывая определенный район, является обсуживающей медицинской организацией для всех жителей данного района. Включая и иностранных граждан, которые также, как и все прочие, нуждаются в медицинской помощи. При анализе состава населения данного района руководство клиники может выделить основные группы экспатов, проживающих или работающих в этом районе. И основываясь на этих данных может быть принято решение по найму персонала, владеющего данным иностранным языком. Это может быть как медицинский, так и не медицинский персонал. Например, испаноговорящая медицинская сестра, работающая в спальном районе Москвы, привлекает всех испаноговорящих иностранцев в этом районе. Кроме того, формат подобных клиник позволяет предоставлять персонализированный сервис для каждого пациента.
В виду ограниченного перечня оказываемых медицинских услуг по диагностике и лечению, микроклиника может выступать в роли направляющего агента в более крупные специализированные или многопрофильные медицинские центры. По перечню диагностического оборудования, микроклиники, как правило, ограничиваются ультразвуковой и функциональной диагностикой. В виду своего формата, подобные клиники зачастую не имеют возможности проводить лучевую и эндоскопическую диагностику. И вынуждены направлять своих пациентов в сторонние медицинские учреждения. Кроме того, при выявлении заболеваний у своих пациентов, требующих оперативного вмешательства, микроклиника имеет возможность направить данного пациента в соответствующую клинику со стационаром.
Именно стационарные услуги наиболее прибыльные для большинства крупных клиник. Однако, для выявления пациентов, требующих стационарной медицинской помощи необходимо проводить амбулаторные приемы и диагностику. А в этих целях пациенты скорее выберут медицинское учреждение, оптимально расположенное именно по территориальному принципу. Сотрудничество же крупных медицинских центров с микроклиниками дает возможность выхода на пациентов из отдаленных районов без открытия там филиала.
Основная проблема микроклиник является проблема кадрового дефицита. Большинство высококвалифицированных врачей предпочитает работать в клиниках с большими возможностями как для диагностики пациента, так и для лечения. Однако, работа такого врача в качестве совместителя в микроклинике с одной стороны расширяет перечень оказываемой медицинской помощи в данном районе, а с другой стороны, позволяет врачу из крупного медицинского центра отобрать целевых пациентов к себе же по основному месту работы на более сложную диагностику или на стационарную помощь.
Резюмируя вышесказанное, микроклиники имеют возможности развития экспорта медицинских услуг, то есть оказание медицинской помощи иностранным гражданам, проживающим или работающим в районе расположения клиники. Въездной медицинский туризм для клиник подобного формата рассматривать не стоит в виду ограниченного перечня оказываемых медицинских услуг. Однако данная клиника может вполне выступать в роли направляющего агента как для местных более крупных медицинских центров, так и для внутреннего и выездного медицинского туризма.
Крупным медицинским центрам стоит рассмотреть варианты сотрудничества с микроклиниками и возможности представления своих врачей на площадках микроклиник.